Кирилл В (vakhnenko) wrote,
Кирилл В
vakhnenko

Categories:

Почему японцы побеждали в начале войны

Каждому кто хоть немного знает о Второй мировой войне известно что в начале конфликта японский флот блестяще одерживал победу за победой. О причинах того сказано и написано много: передовая авианосная авиация с отлично обученными летчиками, массированное применение авианосцев, внезапность нападения на США которое выбило американский линкорный флот, необходимость союзников напрягать все силы в войне с Германией (особенно это касается Англии, но и в США считали немцев врагом номер один), и так далее.

Мне бы хотелось немного написать о двух фундаментальных вещах: о макроэкономической стороне вопроса, и о том почему японская доктрина получилась именно такой.

Картинка для привлечения внимания: 機動部隊, ака Кидо Бутай





Экономика

Многим кажется странным тот факт что относительно малая экономика Японии сумела создать флот, который поначалу одерживал победы над вооруженными силами США и Англии -- экономики которых были в разы мощнее японской. Но для понимания причин этого достаточно вот этой таблички:



Как видим абсолютные военные расходы Японии в 1937 году выше военных расходов США. Понятно что у японцев часть расходов это война в Китае, но и флоту также доставался весьма немалая доля бюджетного пирога, что в общем и целом обеспечивало примерный паритет флота Японии и США на Тихоокеанском театре военных действий; а с учетом внезапного японского удара и одновременной войны с Германией -- так и вовсе преимущество Японии.

Стоит специально отметить что это данные на 1937 год; США значительно увеличили военные расходы за несколько лет до 7 декабря 41 года, в том числе и заложив множество новых кораблей. Однако корабли строятся долго -- первые авианосцы типа Эссекс начали входить в строй только в 1943, так что вначале американцам пришлось драться тем что есть.

Доктрина

Тут еще интересней. Путь развития японского флота был по сути определен Русско-японской войной, победа в которой во многом была одержана благодаря одной-единственной морской битве в Цусимском проливе. После войны японские флотоводцы сделали два вывода:
1) Победа в войне на море достигается одним-единственным решающим сражением. Вся стратегия японского флота с того момента определялась подготовкой к тому самому решительному морскому сражению, с весьма плачевными последствиями для других функций флота -- амфибийных операций, контроля коммуникаций и так далее.
2) Нападение куда важнее защиты. Выражалось у японцев это во всем, начиная с общей стратегии и кончая тактико-техническими характеристиками конкретных образцов техники. Достаточно посмотреть на истребитель Мицубиси A6M ("Зеро") или на авианосцы Хирю и Сорю чтобы убедиться в этом: максимум внимания уделено нападению -- огневой мощи и скорости, защита же (в частности броня) создавалась по остаточному принципу.

Далее, в двадцатых Япония подписала Вашингтонские соглашения, которые ограничили тоннаж японского военного флота как 3/5 от американского и британского. Следовательно отныне тот самый решительный бой надо было вести при численном превосходстве врага: в первый период войны оно будет обеспечено договорными лимитами, а потом -- превосходством экономика врага.

Отчасти у японцев уже был готов ответ на эту стратегическую проблему -- то самое "нападение важнее защиты", которое при благоприятном стечении обстоятельств позволило бы нивелировать численное превосходство врага. Вторым ответом стало возведение массированного применения сил в ранг аксиомы -- и в частности именно из-за этого Генде удалось относительно легко "пробить" идею совместного применения японских авианосцев, т.е. создать то самое соединение "Кидо Бутай", сделавшее так много для первоначальных успехов японцев в первые шесть месяцев войны.


Так что как видим на начало войны у японцев на море:
- примерный военный паритет с другими "игроками"
- техника которая очень подходила для первого удара -- ошеломленному противнику наносился такой урон, что он не был в состоянии адекватно ответить (в частности из-за этого также временно не было необходимости в нормальной охране коммуникаций, ну и прочие проблемы японцев не были так заметны)
- и самое главное, авианосные соединения и массированное применение авианосной авиации, к чему японцы пришли раньше других из-за особенностей своей доктрины.

Ну а потом удача весьма закономерно отвернулась от японцев. Мобилизация гигантской экономики США не оставила от паритета и следа. В битвах начали вылезать фатальные недостатки японской тактики и техники -- пренебрежение конвоями обошлось японцам очень дорого, ну а отсутствие протектированных баков на Зеро это классика жанра. И самое главное, американцы после Перл-Харбора оценили преимущества авианосных соединений, и в этом вопросе они быстро оставили пионеров-японцев далеко позади.
Tags: ВМВ, война на тихом океане, история, экономика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments