Кирилл В (vakhnenko) wrote,
Кирилл В
vakhnenko

Category:

Доктрина Дуэ

Снова и снова в интернетах приходится читать высказывания типа "американцы в ВМВ следовали доктрине Дуэ"; "американцы в Югославии применили доктрину Дуэ" -- ну, кто в теме тот знает.

Под катом небольшой поток сознания на тему того что есть доктрина Дуэ, и какое отношение она имеет к английской и американской доктринам стратегических налетов.

Картинка для привлечения внимания




Доктрина Дуэ

Книга Дуэ "Господство в воздухе" есть на милитере.

Краткая выжимка тезисов:

1) Господство в воздухе будет завоевано бомбардировщиками, ибо они: разрушат центры сосредоточения, снабжения и производства [вражеской] авиации.

2) Бомбардировочная часть из 10 самолетов с полезной грузоподъемностью в 2 т бомб каждый может полностью уничтожить всё на площади круга диаметром в 500 м (прим. -- чрезвычайно оптимистично, и в плане кучности и особенно в плане возможности выхода на правильную цель -- будь то даже крупный город)

3) Инвестиция средств в истребительную авиацию -- пустая трата ресурсов. Части "воздушного боя" Дуэ -- это те же бомбардировщики, летящие в строю/около основной ударной формации. Если мы имеем бомбардировочный самолет с грузоподъемностью в 2 т бомб, то совершенно очевидно, что мы можем иметь другой самолет с несколько большими скоростью, радиусом действия и высотой полета, с грузоподъемностью только в 1 т бомб. Если в этом самолете мы используем его грузоподъемность в 1 т не для перевозки бомб, а для оборудования и снабжения его надлежащим огнестрельным оружием, то мы получим самолет воздушного боя с весьма значительной интенсивностью огня. По сути "коробочки" бомбардировщиков без истребителей сопровождения в ВМВ это и есть части "воздушного боя" Дуэ.

4) Перехват бомбардировочного налета противника -- бесполезная задача, ибо не знаешь где ловить. Стало быть каждый вылет на перехват -- пустая трата ресурсов, ибо вместо бесполезного вылета можно было бы бомбить врага (прим. -- тут Дуэ не виноват; он не мог знать о радаре).

5) Зенитные орудия и вообще наземное ПВО тоже не нужны. Читателю приводится фееричная картина летящего на ста метрах от земли бомбардировщика, поливающего все и вся из пулеметов; и противостоящих зенитных расчетов которые не в состоянии его сбить из-за слишком высокой угловой скорости перемещения (прим. -- а когда самолет пролетит и угловые перемещения станут минимальны, в хвост ему зарядить Заратустра не позволит?)

6) Мораль жителей под бомбежками рухнет немедленно. Сдача противника последует может быть...еще раньше, чем сухопутная армия успеет закончить мобилизацию, а флот — выйти в море. Затем -- мир, дружба, жвачка.

Английская предвоенная бомбардировочная доктрина

Английские энтузиасты независимых ВВС во многом протолкнули идею образования RAF под соусом организации стратегических налетов на немецкие цели, имея в виду как уничтожение индустриальных целей, так и понижение морали немецкого населения. В силу наличия немецких налетов на Англию идея пришлась ко двору.

Сразу после войны RAF едва не прикончили, однако Черчилль оставил все как есть да еще и сделал Хью Тренчарда главой ВВС. Тот, в свою очередь, убеждал всех что Англия может разрушить всех ее врагов посредством одних только стратегических налетов, и следовательно разорительная мобилизация и многочисленные жертвы времен Великой войны не потребуются. Думаю что отчасти он делал это понимая уязвимость недавно образованной ветви ВС и стремясь выбить "фонды" -- но к сожалению следствием стало то что доктрина "стратегических ударов по морали" уже к концу двадцатых превратилась для RAF в догму, в цель существования.

Доктрина английская была во многом идентична тому что провозглашал Дуэ: уничтожение с воздуха индустриальных центров и городов в расчете на нанесение материального ущерба экономике врага и понижение морали населения которое должно было потребовать от своего правительства прекращения войны. Всему остальному -- непосредственной авиационной поддержке, отражению налетов врага -- придавалось в лучшем случае второстепенное значение.

Однако все равно англичане сохраняли более-менее высокие уровни производства "Спитфайра" и "Харрикэйна"; возводилась интегрированная система ПВО с использованием радаров; продолжалось производства зенитных орудий. Т.е. налицо наглое игнорирование довольно важных постулатов доктрины Дуэ.

К слову, забавно то что во многом однодвигательные истребители строили потому что Чемберлен не хотел давать средства на весьма дорогие бомбардировщики, и настаивал на производстве дешевых самолетов. Так что пусть он и привел Англию к позору "мюнхенского сговора", но зато благодаря ему она имела средства с помощью которых страна вышла победителем из "Битвы за Британию".

Предвоенная американская бомбардировочная доктрина

Тут имеем все те же отличия от доктрины Дуэ что имели и англичане -- проектируются и производятся однодвигательные истребители; производятся зенитные орудия и проч.

Плюс имелось дополнительно отличие: американские военные теоретики в отличии от своих британских коллег не считали "удары по морали" путем выбамбливания городов лучшим методом использования стратегических бомбардировщиков. Вместо этого американцы пришли к методу "хирургических" ударов по ключевым точкам экономики врага -- таким как электростанции или заводы по производству шарикоподшипников. Предполагалось что в ходе дневных налетов с относительно малыми потерями (как своими так и вражескими) можно было достигнуть разрушения жизненно важных производственных цепочек в военной экономике врага.

Изменения американской бомбардировочной доктрины в войну

После неудач Швайнфурта американцам пришлось на время отказаться от точечных двневных налетов и время от времени использовать "удары по морали", т.е. ковровые бомбометания по городам. Однако производство скоростных истребителей и самолетов для НАП только увеличилось; появляются скоростные истребители-эскортники; стратеги начинают часто использовать в интересах сухопутных войск -- хороший пример тут изоляция ТВД в Нормандии путем выбамбливания французских железных дорог.

В целом несмотря несмотря на отдельные эпизоды которыми Дуэ гордился бы -- как скажем бомбардировочная кампания Ли Мея -- в ходе войны общий вектор развития доктрины воздушной войны увел американцев еще дальше от идей Дуэ чем они были в начале оной. И даже в годы верховенства SAC производство истребителей, самолетов НАП, наземного ПВО и пр. никуда не делось.


В качестве резюме: если человек рассуждает о "следующих доктрине Дуэ американцах" -- он попросту не знает о чем говорит =)

 
Tags: авиация, история, стратегические налеты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments