Кирилл В (vakhnenko) wrote,
Кирилл В
vakhnenko

Category:

Определение фашизма

Так как термин "фашизм" в последнее время не покидает СМИ и блоги/форумы, хочется все же вкратце напомнить моим читателям чем является так сказать классический фашизм, в его итальянском и немецком проявлении.

В первую очередь, фашизм это культ государства. Фашистская концепция государства является всеобъемлющим (т.е. тотальным) выражением совести и воли народа. Такое государство не может иметь классового конфликта, что делает марксизм нерелевантным. Вне тоталитарного государства существование индивида и духовных ценностей лишено смысла, что делает нерелевантным классический либерализм. Естественно, также лишены смысла какие-либо обьединения людей не включенные в структуру государства (напр. независимых профсоюзов).

Муссолини в своей статье "Доктрина фашизма" описал политический режим оного как "организованная, централизованная, авторитарная демократия". В равной степени отрицался как абсолютизм, ибо деспотичный правитель не выражал волю народа, так и представительская демократия, ибо в ней большинство диктует волю меньшинству. В фашизме же нация является единой и неделимой, волю монолитного народа выражает бессменный верховный лидер нации. В силу этого, крайне важным для фашизма является популизм и контроль над средствами массовой информации -- те нужны для пропаганды в "интересах нации" и для вывода нежелательной информации из медиаполя.

Частный сектор экономики должен довольно сильно регулироваться. Экономический либерализм для фашиста приемлим так же мало, как и некие неотчуждаемые права человека. Экономическая мощь по возможности концентрируется в крупных государственных, квазигосударственных или тесно связанных с государством мегакорпорациях. Наличествует прямое экономическое планирование (напр. немецкие "четырехлетние планы"), но куда менее централизованное чем в советской экономической модели.

В противоположность материализму марксиста, фашизм приветствует духовные идеи и религиозность -- которые, естественно, должны быть органически вплетены в структуру государства. Жизнь для фашиста представляет из себя непрерывную борьбу. Долговечный мир невозможен, да и нежелателен, а пацифизм есть сотрудничество с врагом. Из-за этого фашистскому государству требуется постоянный поиск внутренних и внешних врагов, тем более что наличие врага сплачивает нацию и способно обьяснить любые возможные невзгоды. В идеале, враг должен быть достаточно мощным чтобы нация чувствовала себя униженной, и в тоже время достаточно слабым, чтобы его можно было одолеть. Из этого следует милитаризация массового сознания, возрастание роли армии и органов внутренней безопасности, культ героизма. Насаждается чувство нахождения в осаде. Скептицизм неприемлим: сомнение трактуется как предательство интересов государства, а стало быть и интересов всей нации.

В фашистском государстве обязательно наличествует ярко выраженная ксенофобия -- этого требует логика поиска врагов. Однако стоит отметить что та необязательно находит свое выражение в расизме и антисемитизме. Фашистское правительство Италии довольно безразлично относилось к "расовому вопросу", а антисемитскую риторику, и в конечном итоге антисемитскую политику приняло из-за необходимости союза с Германией. То что в советское время обычно называли фашизмом, на деле является немецкой вариацией оного под названием "национал-социализм" -- могу предположить, что идеологам советского государства не нравилось употребление слова "социалист" в отношении своего злейшего врага.
Tags: история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments