Кирилл В (vakhnenko) wrote,
Кирилл В
vakhnenko

Category:

Cтратегические бомбардировки и экономика нацистской Германии

Некоторое время назад я асилил ряд докладов европейского United States Strategic Bombing Survey. Если кому интересны первоисточники, они выложены вот тут. Итак,



Немецкая военная экономика

Затяжная мировая война никогда не входила в планы верхновного руководства Рейха. Гитлер расчитывал добиться всех своих целей умелой дипломатией и рядом молниеносных войн, экстенсивно наращивая военную и экономическую мощь Германии -- с расчетом на то что Англии и Франции никогда не угнаться за быстрым ростом Германии. Немецкий генштаб, в частности генерал Томас, протестовали против этой концепции "вооружения вширь". Вместо неё они проталкивали "вооружение вглубь", а именно: направить значительные усилия на увеличение производства стали; значительно урезать гражданское потребление стали и других естественных ресурсов; дополнительную сталь направить не только на производство вооружения, но и на увеличение производства других базовых ресурсов. По расчетам генштаба, в этом случае к 1945-1950 годам Германия могла бы быть готова к затяжной стратегической войне.

Победила точка зрения Гитлера. Чтобы дать некоторое представление о приоритетах немецкой экономики, рассмотрим использование стали в предвоенные годы (точной статистики нет, цифры примерные). Около 10-15% месячного производства стали шло на железные дороги (в основном -- плановый ремонт/замена путей). Столько же шло на невоенное и полу-военное строительство. 30% шло на производство товаров народного потребления (ТНП) и на частное строительство. Оставшиеся 40% тратились на производство военной продукции: к 1939 планировалось создать достаточно вооружения для 100 дивизий; к 1942 -- еще для 80. Плюс программы строительства военной авиации и флота, не менее амбициозные.

Выбор такого пути развития во многом предопределил многие проблемы немцев в годы ВМВ. В частности, программа по строительству заводов синтетического топлива в 1936-1941 была оценена немецким генштабом как абсолютно неудовлетворительная; однако руководство рейха не желало увеличить квоту стали для строительства этих заводов. Ведь сталь нужна для производства оружия, да и затяжной войны не ожидается.

Налеты

О британской/американской стороне дела обязательно напишу как-нибудь более подробно. Предвоенные доктрины стратегических налетов, разногласия по поводу целей, потери, производство самолетов -- это все весьма интересно. Но тут пока ограничусь просто краткой статистикой по поводу налетов.

Общий тоннаж бомб, сброшенных американцами и англичанами на Германию (в т.ч. и оккупированные ею страны) и ее союзников в ходе ВМВ:

Красный цвет -- месячный тоннаж бомб, сброшенных RAF (ВВС Англии)
Синий цвет -- месячный тоннаж бомб, сброшенных USAAF (ВВС США)


Тоннаж по целям (доступна бОльшая версия картинки):

Цели, слева направо, сверху вниз:
Авиационные заводы
Различное производство
Водный транспорт
Точки пуска V-1 и V-2
Аэродромы
Производство нефтепродуктов, химических веществ, резины
Военные
Индустриальные цели (что суть эвфемизм для коврового бомбометания по городам)
Наземная транспортная сеть (что отчасти также включает ковровое бомбометание по городам)
Другое


Месячные потери одномоторных самолетов люфтваффе:

Черная кривая -- общие потери одномоторных самолетов Люфтваффе
Красная кривая -- потери одномоторных самолетов Люфтваффе за вычетом восточного фронта (т.е. СССР)


Вообще про битву над Германией тоже надо бы пиcать отдельный пост, ибо оно того стоит. Имхо самый значимый результат стратегических налетов.

Рабочая сила

График состояния немецкой рабочей силы в ходе войны:

Сверху вниз:
Losses -- безвозратные потери
Armed Force -- вооруженные силы
Foreigners & Prisoners of War -- иностранные рабочие и военнопленные
Civilians (male / female) -- гражданские (мужчины / женщины)


Как видим 11.5 миллионов немецких рабочих были призваны в Вермахт с сентября 39 по сентябрь 44; их место заняли 7 миллионов приехваших или пригнанных из-за рубежа рабочих и военнопленных, а также 1 миллион новых немецких рабочих. В сумме это дает потерю в 3.5 миллионов рабочих, или 10% рабочей силы.


Разберем как именно на рабочую силу повлияли стратегические налеты.

- Прямой ущерб (убитые и покалеченные) -- к середине 1944 около 250 тыс. рабочих

- Непродуктивная рабочая сила, т.е. люди которые не могли работать в силу бомбардировок -- разрушение заводов, транспортных путей и пр. С сентября 43 по октябрь 44 -- период для которого есть немецкие данные докладов фирм категории "A" о продуктивной/непродуктивной работе -- не работали в среднем 1.5 миллиона человек, занятых в производстве.

- Угроза уничтожения тех или иных узлов экономики делала сделала необходимым рассредоточение производств. К лету 1944 от 500 до 800 тыс. человек участвовали в дополнительном строительстве и устранении ущерба вызванном бомбардировками. Дополнительные 250-400 тыс. снабжали их материалами и услугами.

- Производство ТНП, на замену тех что были уничтоженны бомбардировками. Это конечно чрезвычайно трудно вычленить, однако можно взглянуть на занятость в сфере производства ТНП. В мае 1939 там трудилось 6.8 миллионов рабочих. В период 39-40 падение а 1.7 миллионов. В период 40-42 падение на 1.5 миллиона. В период 42-44 (т.е. период интенсивных налетов) падение на всего .5 миллион человек.

Производство артиллерии ПВО, и аммуниции к ней -- 250 тыс. человек. Плюс войска ПВО. Подробнее вопрос разобран тут.

Если сложить все это, то получится что стратегические бомбардировки тем или иным способом оттянули 17-22% имеющейся вне сельского хозяйства немецкой рабочей силы.


Тут стоит отметить что к 1944 и даже 1945 немцы далеко не истощили свои трудовые резервы. К примеру, и Германия и Англия начинала войну с примерно одинаковым количеством работающих женщин. В ходе войны количество трудоустроенных английских женщин увеличилось на 45%, в Германии же осталось почти на довоенном уровне. Другой пример -- в ходе войны количество прислуги и прочих домработников в Великобритании упало с 1.2 миллионов до .5, в Германии -- с 1.5 миллионов до 1.2. Немецкая бюрократическая система вплоть до конца войны насчитывала 3.5 миллионов человек, и даже Шпеер ничего не смог с этим поделать.

Основные фонды

До войны продукция машиностроительной области была одной из основных статей экспорта Германии (собственно, оно и сейчас так). Естественно что с началом военных действий торговля с большинством партнеров Германии прекратилась, и потому довольно большие мощности оказались незаняты. Так, за исключением заводов производящих авиадвигатели и некоторые другие специфические вещи, немецкие производства работали одну смену практически всю войну -- в отличии от США, СССР и Англии. Так, в 1942 90% немецких рабочих работало в первую смену; 7% во вторую, 3% в третью (не включены рабочие горнодобывающей промышленности).

В 1944 станочный парк Германии составлял 2 260 000 станков. Нет точной статистики по уничтоженным и поврежденным станкам; послевоенные оценки составляют 110 000 поврежденных и 36 500 уничтоженных налетами станком (и то и другое -- максимальные оценки). Приблизительная оценка потерянных машино-часов в результате повреждения или уничтожения станков составляет от 2 до 2.5 процентов. Не забываем -- это потолочная оценка. Так что в общем и целом можно заключить что уничтожение немецких средств производства не нанесло значительного ущерба немецкой военной экономике. Исключение тут составляет химическая промышленность; о ней речь будет ниже.

Товары народного потребления

В общем и целом, нацисты старались поддерживать производство ТНП на более-менее приемлимом уровне. Такая деталь: осенью 1943 Гитлер опротестовал решение Шпеера о прекращении выделения ресурсов на производство щипцов для завивки волос.


Сверзу вниз:
ВНП с учетом иностранного участия (читай -- грабеж оккупированных стран)
ВНП без оного
Прирост домашнего капитала
Доля гражданских расходов в ВНП нацистской Германии (черная часть графика)


Таблица о динамике гражданских расходов:

Уровень 1939 == 100

Ну и как бонус, процент индустриальных рабочих, занятых в гражданской/военной сфере:

Белая часть графика -- гражданская индустрия
Заштрихованная часть графика -- военная индустрия


В общем и целом, можно уверенно сказать что уничтожение товаров народного потребления не имело прямого отношения к военному коллапсу нацистской Германии. Единственное что -- регулярное уничтожение домов в ходе налетов порождало всплеск спроса на те или иные ТНП, и тем самым предотвращало перевод определенной части гражданской промышленности на военные рельсы. Так например производство кухонной посуды в 1943 было на 25% выше уровня 1942 года; производство кроватных рам за тот же период выросло на 150%.

Военное производство

В начале войны и вплоть до разгрома под Москвой, и особенно -- под Cталинградом, немецкое военное производство было ограничено одним -- отсутствием заказов от военного руководства. Как было описано ранее, Гитлер не расчитывал на затяжную войну. Более того некоторая эйфория от успехов на западе и общая недооценка врага сыграла дурную шутку с немцами.

Так, по состоянию на 11 мая 1940 года (т.е. перед началом операции на западном фронте), в Люфтваффе было 4782 самолетов всех типов. Годом позже, 21 июня 1941 года (т.е. перед вторжением в СССР) самолетов было 4882, всего на сотню больше. В частности, у немцев было на 200 бомбардировщиков меньше (!), чем перед началом вторжения в Бенилюкс и Францию. Производство военной продукции было на 1% выше уровня производства 1940 года.

И даже после разгрома под Москвой ситуация во многом сохранялась. Например начальник Генерального штаба Люфтваффе Ганс Ешоннек еще в марте 1942 говорил Мильху, проталкивающему в то время программу увеличения выпуска самолетов: "Я и не знаю что мне делать с дополнительными 360 истребителями!". К слову этот же самый Ешоннек через год застрелился, когда британские самолеты сравняли с землей Пенемюнде.

То что Германия таки ввязалась в тотальную войну немецкое руководство по-настоящему осознало только после Сталинграда. Но, как говорили во времена моего детства, уже было поздняк метаться.

Индекс немецкого военного производства:

Уровень 1940 == 100

Итак, теперь посмотрим на то как стратегические налеты повлияли непосредственно на немецкое военное производство.
Примечание: бомбежки заводов по производству шарикоподшипников я решил оставить за кадром. Эффекта на военной экономике эти налеты не имели, хотя Шпеер по его собственным словам таки высрал пару кирпичей после бомбардировок Швайнфурта. Подробнее может напишу в следующем посте, когда буду описывать различия в доктрине американцев и англичан.

Первая половина 1943

Союзники пытались бомбардировками снизить производство немецких субмарин. Эффект -- околонулевой; производство продолжало идти почти без отклонений от графика.

Вторая половина 1943

Во второй половине 1943 союзники решили переключиться на бомбардировки заводов, производящих истребители, ибо чаша весов в Атлантике к тому времени уже весьма ощутимо склюнилась в сторону союзников. Благодаря налетам было произведено на 13% меньше истребителей от запланированного количества. Надо отметить что только часть падения это прямое следствие налетов; значительная доля падения обусловлена началом масштабной программы рассредоточения производства. Не буду подробно останавливаться на перепитиях бомбардировок, на том как сначала бомбили производство фюзеляжей (зря), потом переключились на моторы.

Первая половина 1944

Значительно более сильные налеты на заводы авиапромышленности. Но -- парадокс! -- производство истребителей удваивается с декабря 1943 по июль 1944. Этим фактом (да и вообще сильным ростом немецкого военного производства) любят козырять сторонники версии, что -де бомбардировки были абсолютно бесполезны. Правда в эту гипотезу плохо укладываается то, что немцы пошли на столь большое и непропорциональное увеличение производства одномоторных истребителей (см. график ниже). Ну да ладно, бог с ним, надеюсь что выше я в какой-то мере смог объяснить почему так с производством получилось.

Немецкое производство самолетов:

Сверху вниз:
Одномоторные бомбардировщики
Двухмоторные бомбардировщики
Четырехмоторные бомбардировщики
Одномоторные истребители
Двухмоторные истребители
Штурмовые
Иные


Рост выпуска истребителей это следствие двух вещей: 1) увеличивающаяся эффективность производства (т.е. снижение трудозатрат и повышение эффективности использования ресурсов); 2) увеличение производства истребителей было запланировано еще в 1943. Какова была бы истинная цифра производства без стратегических налетов сказать трудно. Оценочная цифра -- немцы недосчитались 18% от возможного количества истребителей.

Ну и по мелочи. Танки. Тут немцы недосчитались 5% (благодаря налету RAF на Фридрихсшафен). Боеприпасы. Производство меньше потенциального на 6-7%.

Вторая половина 1944

Налеты усиливаются, союзники вдобавок к самолетам начинают концентрироваться на танковой и автомобильной промышленности.

Падение производства самолетов к декабрю 1944, в сравнении с июнем -- 60%. Потери производства самолетов вследствии непосредственно налетов на авиапредприятия -- 23%. Потери производства танков и автомобилей следствии непосредственно налетов на заводы -- 20% и 20%.


В общем и целом -- решающего эффекта на немецкую военную машину бомбардировками непосредственно военного производства пожалуй не достигнуто, однако достигнуто значительное падение производства в отдельных областях.

Природные ресурсы

А вот тут самое интересное, имхо. Итак.

Зависимость Германии от импорта естественных ресурсов всегда считалась главной слабостью ее военного потенциала. Перед самым началом войны в Германию импортировалось 70% её железной руды, 90% меди, 100% хрома, марганца, никеля, вольфрама, и много еще чего. По большому счету, у немцев вдоволь было только угля.

Немцы конечно осознавали эту слабость. Путей решения было выбрано два:
1) Начало разработки домашних месторождений железной руды (пусть и плохого качества), строительство заводов по производству синтетического топлива и резины.
2) Создание запасов стратегических ресурсов перед началом войны.

Когда война началась, у немцев было запасов железной руды, меди, свинца и магния на девять месяцев; марганца -- на 18 месяцев. Однако меры по увеличению эффективности производства, вкупе с завоеванием ряда стран и торговлей с другими пронацистски настроенными государствами позволили оттянуть серъезные перебои в снабжении вплоть до середины 1944.

Топливо

Самое слабое место немецкой военной машины.

Импорт до войны -- 4.4 миллиона тонн, в основном по морю. После начала войны единственным значимым внешним источником нефти и нефтепродуктов являлась Румыния, которая к 1941 экспортировала в Германию 2114 тысяч тонн нефти и нефтепродуктов в год. Плюс кое-что шло из Венгрии и Польши (примерно 500 тысяч тонн нефти), плюс СССР в 1940 поставил немцам 617 тысяч тонн нефти.

Также немцы в меру возможностей развили домашнее производство: 2 миллиона нефти добывалось на австрийских нефтяных полях, плюс заводы по производству синтетического топлива неуклонно наращивали производство, с 1.6 миллиона тонн в 1938, до 6 миллионов в раннем 1944. Надо отметить что по плану 1938 к 1944 должно было добываться 11 миллионов тонн, но как уже говорилось выше помешала уверенность в быстром окончании войны, плюс козни промышленников.

Источники немецкой нефти, 38-43 (в тысячах тонн):


Источники немецких нефтепродуктов (бензина), первая четверть 1944 (в тысячах тон):


Для сравнения -- СССР в то время добывал 29 миллионов тонн нефти в год; США -- 168 миллионов тонн.

Влияние налетов

Стратегические налеты на заводы по производству синтетического бензина начались в мае 1944. Последствия:

Производство авиационного бензина

Красная кривая. Уровень начала 1944 == 100

Производство, потребление и запасы авиационного бензина

Сверзу вниз:
Stocks -- запасы (левая часть графика -- на конец года, правая -- на конец месяца)
Consumption -- потребление
Production -- производство (включая импорт)


Начиная с мая, 350 тысяч рабочих занимались ремонтом заводов по производству синтетического топлива, и созданием новых, подземных заводов.

Чуть позже начались налеты на Плоешти. В июне румынский экспорт нефтепродуктов составлял всего 25% от среднемесячного количества первой половины года; в июле экспорт прекратился вовсе. Нефтяные поля были захвачены советскими войсками 22 августа.

В результате к сентябрю 1944 Люфтваффе было вынуждено снизить потребление топлива на 2/3 в сравнении с июнем. Т.е. тут и сокращение количества вылетов, и падение уровня немецких летчиков (в силу отсутствия бензина для тренировок) -- и это при том что как раз в это время с конвейеров сходили рекордные количества истребителей, которые просто не могли подняться в небо.

На земле нехватка топлива также ощущалась весьма остро. Например такой эпизод, рассказанный и Шпеером и Йодлем: в феврале 45, после того как советские войска форсировали Вислу, Вермахт собрал около 1200-1500 танков для атаки Верхней Силезии. Однако необходимого для контрнаступления горючего попросту не нашлось.

Резина

Непосредственно налетов на заводы по производству синтетической резины практически не было. Однако так как в процессе ее производства немецкие заводы использовали газ и водород которые поступали с заводов по производству синтетического топлива, то вполне естественно что производство резины весьма сильно упало.

Производство резины (тыс. тонн)

Пунткирная линия -- запланированное производство.
Четыре цвета -- разные заводы по производству резины


Доказательств того что нехватка резины сильно повлияла на немецкую военную машину нет. Однако продлись война дольше -- более чем вероятно что нехватка резины серьезно повлияла бы на немецкое производство вооружений.

Азот

Азот -- необходимый ингридиент для производства взрывчатых веществ. Так же как и резина, азот никогда не был приоритетной целью бомбардировщиков союзников. Однако два самых больших завода по производству азота были частью комплексов по производству синтетического топлива. Так как азот и синтетическое топилво используют одни и те же баки низкого давления, к ущербу от бомбежек добавилось то что часть мощностей для производства азота начали переводить на бензин.

Месячное производство азота и взрывчатых веществ (тыс. тонн):

Черная кривая -- азот
Разные цвета -- разные виды ВВ


Сталь

Налеты на Рур -- последная четверть 44. Производство упало с 2 млн. тонн в сентябре (включая оккупированные территории) до 1 в декабре, 80% падения было обусловлено воздушными налетами.

Призводство стали (млн. тонн):

Сверзу вниз:
Потери в силу иных причин
Потери в силу недостатка газа, электричества, энергии, естественных ресурсов, рабочих рук
Потери в силу повреждений от стратегических бомбардировок
Потери в силу воздушных тревог


Электричество

Электрические мощности (ГВт)


Как видим, к концу 1944 15.5% мощностей выведены из строя налетами.

Эффект на экономике трудно вычленить, но вполне очевидно что он был велик: электричество почти всю войну было слабым местом Германии; ограничения в использовании начались еще в октябре 41. К 43-44 ситуация стала настолько настолько серьезной, что время от времени урезали снабжение заводов по производству алюминия и азота -- несмотря на их важность для военной машины Германии.

Надо отметить что бомбардировка электростанций никогда не была приоритетной целью союзников, ибо те (ошибочно) полагали что у немцев имеется достаточно свободных мощностей.

Транспорт

Наравне с атакой на горючее, одна из самых результативных целей стратегических бомбардировщиков.

Опробовать полномасштабные налеты на транспортную сеть решили в предверии к высадке во Франции. Начиная с марта 1944, союзные стратегические бомбардировщики начали систематическое уничтожение транспортной сети в Западной Европе. Плюс, 800 "Спитфайеров", "Тандерболтов" и "Тайфунов" в период с 20 по 28 мая уничтожили или повредили 500 локомотивов. К июлю перевозки по французским железным дорогам составляли лишь 10% от уровня января. См последующие графики:


Верхняя кривая -- общие перевозки, нижняя кривая -- военные перевозки. Вертикальные линии -- бомбовые удары


Верхняя кривая -- общие перевозки, нижняя кривая -- военные перевозки. Вертикальные линии -- бомбовые удары

На примере конкретной ж/д (направление Валентон-Джувиси):

Верхняя кривая -- общие перевозки, нижняя кривая -- военные перевозки. Вертикальные линии -- бомбовые удары


Во второй половине 1944, опробованную уже методику, применили в самой Германии. Последствия -- на последующих двух графиках.

Кол-во загруженных вагонов


Кол-во тоннокилометров


Развал транспортной системы послужил весьма значительной причиной весьма быстрой дизентиграции немецкой военной промышленности в конце 1944 -- начале 1945. Дополнительные трудности создавало то что многие производства были рассредоточены, дабы минимизировать ущерб от бомбардировок, и стало быть требовали довольно отлаженой системы перевозок грузов.
 
Tags: ВМВ, авиация, история, стратегические налеты, экономика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments