Кирилл В (vakhnenko) wrote,
Кирилл В
vakhnenko

Самый неудачливый подводник

Начало карьеры Фрица-Юлиуса Лемпа было вполне обыденным. В 1931 году он поступил на флот кадетом, в 1935 был произведен в лейтенанты. В ноябре 1938 Лемп стал командиром U-30, входившей в состав 2-й флотилии подводных лодок "Зальцведель".




Часть I: U-30

3 сентября 1939 года Британия выполнила свои союзнические обязательства по отношению к Польше, и объявила войну Германии. Этот факт шокировал Редера (главнокомандующего Кригсмарине) и Деница (командующего подводным флотом): фюрер обещал им обоим, что война на западе начнется не ранее 1943-1944 года. Тем ни менее, кое-какие приготовления на случай такой войны ими были сделаны: 24 августа всем находящимся в боевоей готовности немецким подводным лодкам (ПЛ) был отдан приказ занять позиции в Атлантике:



Командирам немецких ПЛ был отдан строжайший приказ следовать так называемым Prisenordnung, "призовым правилам". Вкратце, при встрече торгового суда противника подводная лодка должна была всплыть и отдать команду остановиться. Только в случае отказа и оказании сопротивления торговое судно могло быть потоплено. Пассажиры и экипажи, а также судовые документы должны быть при том предварительно доставлены в безопасное место (на землю, шлюпки или другие суда). Естественно, Дениц отдал такой приказ не из врожденного гуманизма; Гитлер не собирался раздражать нейтральные на тот момент Соединенные Штаты раньше времени, и хотел сделать переход к неограниченной подводной войне крайне плавным. Немецким подводникам был даже отдан приказ не трогать французские суда, с целью вбить клин между двумя союзниками.

Пассажирский лайнер S.S. Athenia вышел из Глазго первого сентября 1939 года. На борту было 1103 пассажиров и 315 членов экипажа. Капитан судна решил идти в Канаду гораздо северней обычного, надеясь что это поможет ему избежать немецких подводных лодок.



К несчастью, его новый маршрут вывел его прямиком на U-30, экипаж который получил радиограмму о начале войны между Германией и Англией в тот же день. После того как Лемп заметил дым на горизонте он немедленно отдал команду на погружение и через какое-то время поднял ПЛ на перископную глубину. По свидетельствам других членов экипажа, командир немедленно решил что перед ним английский военный транспорт. До сих пор непонятно как он мог допустить такую ошибку: судно выглядело совершенно по-граждански, шло прямым курсом и без эскорта. Собственно неясно даже зачем вообще английскому военному транспорту идти ИЗ Англии в Канаду в день объявления войны. Видимо Лемп просто очень хотел сразу потопить свой первый корабль, и убедил себя что S.S. Athenia обязана быть легитимной целью.

В 21.42 без предупреждения была осуществлена торпедная атака, одна "рыба" попала почти в центр судна, в район машинного отделения. Наблюдающий за ним через перископ Лемп увидел высыпавших на палубу женщин и детей. В панике, он поначалу отдал команду на всплытие и попытался уничтожить радиоантенну судна пушечным огнем с расстояния в 700 метров. Потом он снова погрузился, и какое-то время наблюдал как тонет судно. В результате погибло 118 человек, в том числе 22 гражданина США. Пресса свободного мира немедленно провела параллели между "Атенией" и потоплением "Луизитании" в Первую мировую войну.



Дениц был взбешен действиями своего подчиненного. На следующий день всем командирам ПЛ снова был отправлен приказ следовать "призовым правилам", с дополнительным требованием не атаковать пассажирские суда даже если те идут в составе конвоя (что, по правилам войны, вообще-то делает их легитимной целью). 30 сентября U-30 вернулась в Вильгельмсхафен, и Лемп признался Деницу что именно он ответственен за попление "Атении"; во время похода он не проинформировал командование радиограммой, опасаясь ее перехвата. Изначально Лемп был помещен под арест, но потом Редер решил что военный трибунал будет нежелателен, из-за позиции правительства Германии которое немедленно отказалось от причастности к потоплению судна. Лемп и весь экипаж U-30 получили приказ держать потопление "Атении" в секрете, в вахтенном журнале соответствующие листы были заменены другими (впрочем фальсификация была выполнена небрежно: записи по расходу торпед и снарядов подделаны не были). Германская пропаганда почти сразу выдвинула версию, что "Атения" была потоплена английским правительством по приказу Черчилля, напирая на то, что:
(1) Опытный немецкий подводник не мог перепутать гражданское судно с военным.
(2) Cui prodest? Германии потопление "Атении" было невыгодно, а вот Англии выгодно, дабы склонить на свою сторону общественное мнение США.



Кампания эта была настолько успешной, что даже в США некоторые газеты вплоть до самого конца войны верили в версию ведомства Геббельса. Правда окончательно вскрылась только после падения нацистского режима.

Часть II: U-110

В конце 1940 года Лемп стал командиром подводной лодки U-110. В мае 1941, во время второго похода на этой ПЛ, он атаковал конвой ОВ-318 и торпедировал 2 судна. После этого лодка была атакована глубинными бомбами английских эсминцев "Бульдог" и "Бродвей". После трех последовательных атак вышел из строя правый электромотор, были заклинены вертикальный и горизонтальные рули, нарушена герметичность прочного корпуса и топливных цистерн, повреждены аккумуляторные батареи, лодка потеряла возможность управляться и начала стремительно тонуть. Лемп дал приказ продуть балластные цистерны. Уже будучи поверхности перед открытием люка Лемп не выровнял давление, в результате чего при открытии люка его буквально выкинуло давлением на палубу. Лодку окружили три эсминца, которые немедленно открыли огонь. Эсминец "Бульдог" (на фотографии ниже) оказался при том на расстоянии менее километра и начал быстро сближаться с лодкой, намереваясь потопить ту тараном. Лемп отдал экипажу приказ уничтожить секретные документы и оборудование, и покинуть корабль.



Тем времен капитан "Бульдога" Тейлор передумал идти на таран, и решил попробовать взять подводную лодку на абордаж. Несмотря на это, эсминец все же задел лодку в носовой части, пропоров топливный бак. Видимо столкновение это настолько испугало неопытных радистов, что те немедленно сбежали с подводной лодки, забыв о приказах командира. Англичане под командованием младшего лейтенанта Дэвида Балме нашли лодку в спешке брошенной, без следов уничтожения секретных документов или оборудования (тут можно прочесть его доклад об абордаже, на английском).







Вдвойне важен оказался тот факт, что британцы смогли скрыть факт захвата лодки от выживших члена экипажа, причем осталось в живых большинство из них: из 48 человек погибло 14, в их числе командир. Обстоятельства смерти последнего до сих пор неясны: другие члены экипажа видели его в воде и даже говорили с ним, но в числе пленных его не оказалось. Скорее всего, Лемп понял замысел британцев захватить U-110, и пытался вернуться к той вплавь, дабы удостовериться что тем не попадет в руки что-то ценное. На пути к лодке он погиб -- либо от английской пули, либо совершив самоубийство дабы избежать позора. Сама лодка также утонула при попытке буксировки, так что немцы до самого конца войны не знали, что в руки англичан попала "Энигма".

Значение этого события для криптоаналитиков Блетчли-парк трудно переоценить. Немецкая сеть надводных танкеров и судов снабжения в Атлантике была полностью уничтожена в течении следующих пары месяцев (благо в руках англичан также оказались шифровальные таблицы на июнь 1941), да и сама охота на подводные лодки стала гораздо проще. Британцы также смогли прокладывать наиболее оптимальные машруты конвоев, сделав потери торгового тоннажа в критичный период битвы за Атлантику приемлимыми. И даже когда немцы модифицировали "Энигму" (например добавив четвертое "колесо" в 1942), знания полученные при изучении шифровального оборудования U-110 дали англичанам отличный базис для дальнейшей работы по дешифрованию.

Эпилог

Надеюсь теперь понятно, почему я считаю Лемпа (слева на фотографии ниже) конченным неудачником. Для начала он сильно подставил свое военное руководство в первый же день войны с Британией. А через два года подводная лодка под его командованием была взята на абордаж; в руки противнику попали данные которые привели к гибели сотен или даже тысяч других немецких подводников, и может даже послужили той самой соломинкой которая не дела Британии проиграть подводную войну. Я не знаю никакого другого подводника который так сильно навредил бы своей стране, причем без всякого злого умысла.


Tags: ВМВ, история, флот
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments