?

Log in

No account? Create an account
Что случилось с советскими ленд-лизовскими кораблями после войны - Кирилл В
Май 5, 2015
12:13 pm

[Ссылка]

Previous Entry Поделиться Next Entry
Что случилось с советскими ленд-лизовскими кораблями после войны
Полной информации по судьбе переданных СССР по ленд-лизу кораблей и судов у меня к сожалению нет. Однако в отчетах Конгрессу попадается информация по части из них. Её я и привел под катом.

Итак, для начала касательно количества различных кораблей, катеров и судов, которые были переданы СССР по ленд-лизу.

Во-первых есть такая вот таблица из заключительного отчета Конгрессу о советском ленд-лизе от 1947 года:



Во-вторых есть такая вот таблица из ноты секретаря госдепа Ачесона советскому послу от 7 февраля 1951 года (она не включает в себя один ледокол, 28 фрегатов, 7 танкеров, и 1 сухогруз, см. ниже).



В-третьих есть такой вот сайт: Lend Lease Names of Ships and Types Transferred

Как водится, эти источники не совпадают друг с другом. Наверное стоило бы также сверить все с советскими источниками, но их у меня под рукой нет.

Переговоры с СССР насчет урегулирования ленд-лизовских дел начались 1 апреля 1947 года. В начале 1948 года, после просьбы правительства США, СССР вернул семь танкеров военной постройки и одно грузовое судно довоенной постройки. 7 октября 1948 года правительство США формально попросило у СССР также вернуть поставленные по ленд-лизу 3 ледокола, 28 фрегатов, и 186 иных кораблей и катеров.

К сожалению, я не знаю точно критериев, которыми руководствовалось правительство США при просьбе о возврате. Но судя по всему, у СССР попросили вернуть все ледоколы и фрегаты, и основную часть торпедных катеров, охотников за подводными лодками, и десантных катеров (LCI). Как именно урегулировался вопрос со всем остальным, например с грузовыми судами, я не знаю -- если у кого есть документы на тему, буду благодарен. Могу только сказать, что как минимум суда типа "Либерти" в советском флоте ходили вплоть до середины семидесятых годов.

27 сентября 1949 года между США и СССР было заключено соглашение, по которому первый обязывался вернуть 27 фрегатов и три ледокола (31 доклад Конгрессу о ленд-лизу). Тут начинается любопытное расхождение в документах -- кое-где написано что фрегатов было 27, кое-где что их было 28. Судя по всему, путаница возникла из-за того, что по ленд-лизу СССР было передано 27 фрегатов типа "Такома", и один легкий крейсер типа "Омаха" (USS Milwaukee (CL-5) / "Мурманск"). К декабрю 1949 вышеуказанные 27 фрегатов, крейсер и один ледокол из трех были возвращены. Оставшиеся два ледокола СССР обязывался вернуть весной 1950 года, после начала весенней навигации. Однако на деле эти два ледокола были возвращены только 19 декабря 51 года.

Со 186 вышеупомянутыми кораблями и катерами все затянулось гораздо дольше. СССР согласился вернуть их только 20 октября 1953 года. В мае/июне 1954 года через г. Стамбул были возвращено 38 единиц: 12 торпедных катеров и 26 охотников за подводными лодками. В июне/июле 1955 через г. Майдзуру были возвращены еще 27 единиц: 8 торпедных катеров, 4 охотника за подводными лодками, и 15 десантных катеров (LCI). В июле/августе 1955 через г. Киль были возвращено еще 62 единицы: 56 торпедных катеров и 6 охотников за подводными лодками.

Оставшиеся 59 кораблей/катеров находились в Баренцевом море. В 1955 году советские представители предложили их затопить в присутствии американских наблюдателей, аргументируя это плохим состоянием данных плав. средств. Американцы согласились.

И тут в отчетах Конгресса о ленд-лизе непонятно откуда вдобавок к этим 186 кораблям/катерам (127 их которых вернули, а 59 предложили затопить) появляется еще 51 плав. средство. Из них СССР предложил купить 31 штуку: 9 тральщиков, 5 охотников за подводными лодками, 4 плавучих рембазы и 13 речных буксиоров. Оставшие 20 (11 тральщиков, 2 охотника, 6 десатнтных корабля, 1 буксир) СССР предложил также привести в полную негодность и затопить. Всего было затоплено 79 плав. средств, из них 75 в присутствии американских наблюдателей.

Tags: , , ,

(5 комментариев | Оставить комментарий)

Comments
 
[User Picture]
From:brianes
Date:Май 6, 2015 09:15 am
(Link)
По 51 дополнительным может быть дело в простой бюрократической накладке?
Мерили по водоизмещению или ещё каким-то критериям, типа целей использования судна, можно его причислить к военным или нет.
И в 53 году умер Сталин, и позиция СССР по ленд-лизу могла смягчиться.
[User Picture]
From:vakhnenko
Date:Май 6, 2015 07:44 pm
(Link)
> По 51 дополнительным может быть дело в простой бюрократической накладке?

А фиг знает. В отчетах Конгресса по ленд-лизу они просто внезапно из ниоткуда возникают. Надо, видно, другие первоисточники читать. Но какие -- не знаю пока :(

> в 53 году умер Сталин, и позиция СССР по ленд-лизу могла смягчиться

Это да. Там в документах чувствуется, что в ~50-51 (т.е. начало корейской войны) ноты советскому дипломату стали довольно жесткими, а к 54-55 наступило относительное потепление.
[User Picture]
From:100_kitaizev
Date:Май 6, 2015 02:32 pm

я в теме плохо шарю, но...

(Link)
меня мучает вопрос - а зачем топить? почему нельзя было их просто разобрать и в переплавку?
[User Picture]
From:vakhnenko
Date:Май 6, 2015 07:45 pm

Re: я в теме плохо шарю, но...

(Link)
Ну, в качестве версии: разбор и тем более переплавку труднее контролировать -- и пришлось бы американцев на заводы металлургические допускать.
[User Picture]
From:livejournal
Date:Август 6, 2017 05:32 pm

Что случилось с советскими ленд-лизовскими кораблями

(Link)
User harmfulgrumpy referenced to your post from Что случилось с советскими ленд-лизовскими кораблями после войны saying: [...] Оригинал взят у в Что случилось с советскими ленд-лизовскими кораблями после войны [...]
Разработано LiveJournal.com