?

Log in

No account? Create an account
Неудачная посадка первой ступени Falcon-9 - Кирилл В
Апрель 16, 2015
03:56 am

[Ссылка]

Previous Entry Поделиться Next Entry
Неудачная посадка первой ступени Falcon-9
В хорошем качестве, плюс виден взрыв в конце.



А ведь почти получилось. Маск в твиттере написал о причине неудачи: "Looks like the issue was stiction in the biprop throttle valve, resulting in control system phase lag. Should be easy to fix."

stiction -- трение покоя
biprop -- в данном случае кислород-керосиновая пара
biprop throttle valve -- я так понимаю, клапан который контролирует ток кислорода и керосина к двигателю

В общем из-за инерционности одного из элементов системы возник лаг между командой и исполнением команды, и в контуре управления видимо появились колебания.

Интересно, точно ли это легко исправить. Впрочем Маску виднее.


PS Появилось видео с баржи

Tags:

(47 комментариев | Оставить комментарий)

Comments
 
[User Picture]
From:silentpom
Date:Апрель 16, 2015 09:24 am
(Link)
нереально как-то летит, не по-нашему
[User Picture]
From:vakhnenko
Date:Апрель 16, 2015 03:33 pm
(Link)
Эти опасны. Я им не доверяю. Были случаи, они в мозг лучами проникали.
[User Picture]
From:silentpom
Date:Апрель 16, 2015 03:52 pm
(Link)
зач0т!
[User Picture]
From:jr0
Date:Апрель 16, 2015 09:45 am
(Link)
Ну, Grasshopper-то садился без раскачек.
[User Picture]
From:vakhnenko
Date:Апрель 16, 2015 03:31 pm
(Link)
Кузнечик невысоко взлетал. Может не успевал раскачаться, может не успевал замерзнуть как следует.

Мне другое интересно -- почему аномалии системы управления не заметили на телеметрии пусков с посадкой ступени. Может дело в том, что в этот раз ветер был куда сильней?
[User Picture]
From:jr0
Date:Апрель 16, 2015 03:52 pm
(Link)
Судя по тому, что Маск называет клапан, который вероятно виновен, телеметрия есть и разбирается. Можно добраться лишь до исходного симптома, а причину только вообразить.

Вообще, может и ветер. Какие-то ограничения по ветру, скорее всего, есть. И ветер был крепкий. Они решили подставить баржу. Испытания в чрезвычайных условиях полезны.
[User Picture]
From:vakhnenko
Date:Апрель 16, 2015 04:38 pm
(Link)
> Судя по тому, что Маск называет клапан, который вероятно виновен, телеметрия есть и разбирается

Не, я в смысле -- почему на телеметрии предыдущих посадок (две в океан, одна на баржу) не обнаружился косяк с клапаном?

Видимо и впрямь просто ветер сильный поставил ракету в условия, где косяк этот наглядно вылез. Ну и хорошо.
[User Picture]
From:jr0
Date:Апрель 16, 2015 04:49 pm
(Link)
Потому что косяка тогда могло и не быть? Может зависеть от влажности и температуры, скажем. Но не люблю гадать.
[User Picture]
From:nilsky_nikolay
Date:Апрель 16, 2015 11:15 am
(Link)
Здорово, почти получилось.

Интересно, а почему бы на какую-нибудь сеть не ловить...
[User Picture]
From:rudakov
Date:Апрель 16, 2015 01:58 pm
(Link)
То же самое недавно предложил. Мне ответили, что пустая ступень слишком хрупкая...
[User Picture]
From:vakhnenko
Date:Апрель 16, 2015 03:31 pm
(Link)
Подозреваю, что если ракета вот так вот боком ляжет -- сеть тоже не особо её сохранит для следующих пусков. А если не ляжет, то сеть не нужна.
[User Picture]
From:r3po
Date:Апрель 16, 2015 12:20 pm
(Link)
Удивляет соотношение размеров ступени и корабля-площадки. Как он ее потом повезет, не уронив? Волны, ветер вот это все.
[User Picture]
From:rudakov
Date:Апрель 16, 2015 02:01 pm
(Link)
Закрепят перед транспортировкой, вестимо.
[User Picture]
From:vakhnenko
Date:Апрель 16, 2015 03:32 pm
(Link)
Закрепят. И баржа это временное решение, потом наверное в основном будут сажать на землю -- как только получат добро от FAA.
[User Picture]
From:r3po
Date:Апрель 16, 2015 07:05 pm
(Link)
Я, конечно, понимаю, что наверняка, как то они об этом вопросе позаботились.
Но, имея в прошлом КМС по парусному спорту, я не понимаю, как можно с такой шириной корпуса и таким рычагом парусности не допустить крена. А если эту конструкцию все таки наклонить, то либо ступень сложится, либо дроншип не бок ляжет.
Я видел, как из-за ошибки рулевого/шкотового ломаются мачты, которые были специально созданы для таких нагрузок и имеют штаги, ахтерштаги, вантовое крепление, краспицы, бакштаги, вот это все... Как можно на такой лодочке перевезти такую вертикально торчащую трубу, при ветре хотя бы 3-4 балла, я не могу себе представить..
А судя по флагу на другом видео там 4 балла уверенно дуло.
(Удалённый комментарий)
[User Picture]
From:r3po
Date:Апрель 16, 2015 07:45 pm
(Link)
Киль не начнет работать, пока не будет крена, а крен - это сломанная ступень.

Я ходил на Конрад-25, глубина киля от ватерлинии = 1.5 м, высота мачты = 11 м. Парусность 150 м2. При ветре ~ 4 балла на остром курсе крен - градусов 30.
Фалькон высотой 55 местров и 3,7 метра в диаметре, то есть парусность у него 207 м2, но за счет рычага точка приложения силы находится на высоте не 3.5 м (там бермудское (треугольное) вооружение) как у Конрада, а на 22,5 метра - половина высоты Фалькона.
Но есть, на дроншип будет при том же ветре, действовать роторная сила (207*22/150*3.5) ~ 10 раз сильнее, чем Конрад-25.
Конрад, шириной 3.2 метра с килем и корпусом с формой, противостоящей кренению (парусник все таки, там форма корпуса такая, что плавучесть при крене повышается и эффективность работы киля растет) ложился в 30 градусный крен.
Дроншип, если это плоскодонка, просто ляжет на бок.
[User Picture]
From:r3po
Date:Апрель 16, 2015 07:56 pm
(Link)
Виноват. Дело 20 лет назад было, память уже не та.
Фигню я написал, парусность 33 м2 у Конрада.
150 м2 - это максимально разрешенная для моей квалификации, переклинило меня.
То етсь, не в 10 раз, а почти в 50 раз опрокидываюящая сила сила на дрон будет больше.
(Удалённый комментарий)
[User Picture]
From:r3po
Date:Апрель 16, 2015 08:10 pm
(Link)
Ну парусность, (а точнее, подъемная сила, которая и вызывает крен) паруса тоже не равна его площади, там совсем другая аэродинамика, но смысл в том, что ее игнорировать ее для такой трубы никак не получится.
Там нет мужиков, много раз специально подчеркивалось что это платформа беспилотник.
(Удалённый комментарий)
[User Picture]
From:vakhnenko
Date:Апрель 16, 2015 07:22 pm
(Link)
Гм. Ну да, риски и впрямь наверное есть.

Но в любом случае, баржа это временное решение. В результате, думаю, сажать будут на землю -- как только убедят FAA в том, что это безопасно.
[User Picture]
From:r3po
Date:Апрель 16, 2015 07:48 pm
(Link)
Так а как убедить с том, что безопасно, если они будут с платформы в море падать? ))
[User Picture]
From:vakhnenko
Date:Апрель 16, 2015 08:27 pm
(Link)
А какая разница, падают они в море при транспортировке или нет?

Главное показать что у ракеты небольшое отклонение от заданной точке при посадке (что уже в целом есть), ну и в идеале что она при посадке не взрывается (над этим работают) :)
[User Picture]
From:r3po
Date:Апрель 16, 2015 08:42 pm
(Link)
Главное - на мой взгляд, как стороннего наблюдателя, уже произошло. Ступень научились тормозить с 10М до 0 и приводить в нужную точку. Ориентировать ее над точкой вертикально и аккуратно опустить - это уже техническая проблема, не архитектурная.
Но, ИМХО, платформа для доставки выбрана маловата. Крепить на ней ступень нельзя, - остойчивости не хватит. Значит, ступени будет сдувать, они будут падать от волнения и т.д. Неужели в американских пустынях нет свободного места, чуть побольше этой баржи?
[User Picture]
From:vakhnenko
Date:Апрель 16, 2015 08:55 pm
(Link)
> Неужели в американских пустынях нет свободного места, чуть побольше этой баржи?

Есть, конечно. Просто сажать такую ракету над землей разрешат только после того, как спейсиксы докажут что они хорошо контролируют процесс. А это можно сделать только над океаном.

Потому и баржа относительно небольшая, наверное, зачем тратить деньги на что-то, что в результате может и не будешь сильно много использовать? Там ведь еще и с коррозией из-за соли в воздухе проблемы могут быть, пока горячая ступень идет морем в порт, и т.п.
[User Picture]
From:dubl
Date:Апрель 16, 2015 08:30 pm
(Link)
Убедить власти надо только в том, что ступень не представляет опасности для населения/построек, т.е., что они ее надежно контролируют на всех участках полета.
Если она упадет и немножко бабахнет на специальной бетонной посадочной площадке на космодроме, ничего страшного не произойдет, там на пару километров вокруг ничего нет, кроме заброшенных стартовых столов.
[User Picture]
From:rudakov
Date:Апрель 16, 2015 02:01 pm
(Link)
Блин, почти получилось. Даже видно, как система в конце упорно пыталась выровнять ракету, но не смогла. Был бы там движок помощнее - удержала бы...
[User Picture]
From:vakhnenko
Date:Апрель 16, 2015 03:32 pm
(Link)
Да ну, если дело в колебаниях в контуре управления, то мощь движка не помогла бы, имхо. Раскачка никуда не делась бы.
[User Picture]
From:silentpom
Date:Апрель 16, 2015 03:55 pm
(Link)
там судя по всему и так движок слишком мощный. 65 тонн тяги, дросселируется до 70 процентов, это 45 тонн. а дура пустая весит всего 20 тонн
[User Picture]
From:vakhnenko
Date:Апрель 16, 2015 04:37 pm
(Link)
> дура пустая весит всего 20 тонн

Сухая ступень с движками? Я почему-то думал, что больше.
[User Picture]
From:silentpom
Date:Апрель 16, 2015 06:48 pm
(Link)
вроде я видел цифру в 20 тонн. может тут еще с ногами чуть побольше
[User Picture]
From:rudakov
Date:Апрель 16, 2015 07:04 pm
(Link)
Не снизу, а наверху прыскалка.
[User Picture]
From:silentpom
Date:Апрель 16, 2015 07:32 pm
(Link)
я думаю, что дело скорее в ошибках алгоритмов или отказах СУ. в 21м веке расчитать потребную мощность двигателей ориентации не сложно
[User Picture]
From:rudakov
Date:Апрель 16, 2015 09:22 pm
(Link)
Я тут исповедую подход KSP - не хватило тяги выпрямить ракету? Больше двигателей! БОЛЬШЕ ДВИГАТЕЛЕЙ! :)
[User Picture]
From:vakhnenko
Date:Апрель 16, 2015 09:27 pm
(Link)
Нет уж, больше маховиков, БОЛЬШЕ МАХОВИКОВ!

[User Picture]
From:silentpom
Date:Апрель 17, 2015 04:26 am
(Link)
все на Муну!
[User Picture]
From:vakhnenko
Date:Апрель 17, 2015 05:24 am
(Link)
Только хардкор, только на Иву! Ваншотом, с возвратом.
[User Picture]
From:silentpom
Date:Апрель 17, 2015 04:28 am
(Link)
от голландского шага тяга не помогает :)
[User Picture]
From:dubl
Date:Апрель 16, 2015 08:39 pm
(Link)
Маск, помню, разговаривая с твиттере с Джоном Кармаком, написал, что Мерлин дросселируется до 40%, т.е., примерно 26 тонн тяги.
Это лучше, конечно, но все равно означает, что зависнуть ступень не может.
.... Я, кстати, только сейчас подумал, что грядущий апгрейд Мерлина до "1D+" с увеличением тяги на 15-20%, может еще больше осложнить жизнь отделу, занимающемуся возвратом ступени.
[User Picture]
From:silentpom
Date:Апрель 17, 2015 04:26 am
(Link)
я взял данные из вики. хотя возможно, что и до 40%, вроде двигатели с pintle injector хорошо дросселируются
[User Picture]
From:pfc_joker
Date:Апрель 16, 2015 08:45 pm
(Link)
Появилось видео с баржи:

http://aviationweek.com/space/video-falcon-9-close-call
[User Picture]
From:vakhnenko
Date:Апрель 16, 2015 08:53 pm
(Link)
Офигеть.

Добавлю ссылку в пост.
[User Picture]
From:ivan_man
Date:Апрель 17, 2015 03:28 pm
(Link)
Аээых, жалко! Но даже так - нереально круто.
[User Picture]
From:vakhnenko
Date:Апрель 17, 2015 03:43 pm
(Link)
Да, по последним видео видно как близко онон все было к успеху.

Но прогресс радует. В следующий раз имхо уже хорошие шансы посадить. Тем более что спейсиксы теперь делают туманные намеки, что следующую ступень они будут сажать уже на землю.
[User Picture]
From:100_kitaizev
Date:Апрель 19, 2015 05:32 am
(Link)
Айайай, такой человек и допустил такую ошибку. Stiction это статическое трение, т.е. то что по русски называется трение покоя. А "статистическое трение" сразу в глаза бросилось что полез смотреть что это такое (логично что ничего не нашёл :) )
[User Picture]
From:vakhnenko
Date:Апрель 19, 2015 09:14 pm
(Link)
Спасибо, поправил.

Мне такие ошибки простительны -- все-таки многие такие термины я знаю только на английском, из России я уезжал в сравнительно малом возрасте :)
Разработано LiveJournal.com