Кирилл В (vakhnenko) wrote,
Кирилл В
vakhnenko

Национальный музей ВВС США: авиация второй половины XX века

Продолжение фотоотчета о посещении Национального музея ВВС США в Дейтоне. Повторюсь, на сайте доступен виртуальный тур музея, в хорошем исполнении и разрешении. Весьма рекомендую интересующимся вопросом, ибо на моих фотографиях нет и пятой части того что там было: Museum Virtual Tour. Для понимания, вот карта музея (точки это места где в виртуальном туре есть круговые панорамы):



Я за целый день, довольно сильно торопясь, не успел все посмотреть: не сходил в экспериментальный ангар и в ангар с президентскими самолетами (и еще не попал в ракетно-космический отдел). К самолетам снаружи я тоже не ходил, впрочем даже не уверен что это можно было делать -- снега была куча. На фотографиях ниже будут некоторые самолеты из трех ангаров со схемы -- Korean War, Southeast Asia War, Cold War.


1. На входе в галерею Корейской войны такой вот стенд с манекенами летчиков. Показано как изменялась экипировка летчиков с Первой Мировой войны по конец 50ых.


2. North American F-82 Twin Mustang -- последний поршневой истребитель, в значительных количествах закупленный ВВС США (273 единицы). Истребитель предназначался для эскорта бомбардировщиков на сверхдальние расстояния. Для уменьшения нагрузки на летчика в экипаж был включен навигатор и по совместительству второй пилот. Оборудованные радаром F-82 успели поучаствовать в Корейской Войне, в роли ночных истребителей. Этот конкретный самолет, F-82B Betty-Jo, является обладателем рекорда по самому дальнему перелету поршневого истребителя -- в 1947 году он пролетел 8129 километров, по маршруту Гавайи-Нью-Йорк. На заднем плане Douglas C-124C Globemaster II.


3. Lockheed F-80C Shooting Star (в девичестве P-80, истребители стали именоваться F-<> в 1948 году). Первый серийный американский реактивный истребитель. Прототип поднялся в воздух 8 января 1944 года, предсерийное производство началась в том же году. Несколько YP-80 были в 1945 отправлены на европейский фронт, однако в воздушных боях участия они там принять не успели -- хотя педивики пишет что один YP-80 таки поднимали для перехвата немецкого реактивного Arado Ar 234.


4. Эта пара антагонистов должна быть знакома большинству любителей авиации -- North American F-86A Sabre и МиГ-15бис. В Смитсонианском аэрокосмическом музее в Вирджинии они тоже так рядом стоят, правда там МиГ слева.


5. У МиГа этого, к слову, очень любопытная история. 21 сентября 1953 года он приземлился на аэродроме близ Сеула -- на фотографии ниже он запечатлен где-то через пять минут после посадки.


6. Угнал его северокорейский перебежчик, лейтенант Но Гым Сок -- тут он изображен тут возле самолета (фотография из которой вырезан его силуэт тут). Но Гым Сок был самым молодым летчиком-коммунистом ВВС КНДР. Первый боевой вылет он сделал в 1951 г. в возрасте 19 лет, всего же выполнил более 100 боевых вылетов, был награжден двумя орденами, хотя побед в воздушных боях не одержал. За угон самолета он получил 100 000 долларов (887 тысяч в сегодняшних деньгах), однако, он утверждал, что это не было причиной его побега: мать лейтенанта в 1950 г. оказалась на территории Южной Кореи.


7. Позже Но Гым Сок эмигрировал в США, где он сменил свое имя на Кеннет Роу. Там он окончил университет Делавэра, женился и стал американским гражданином. Работал он в качестве авиационного инженера в таких конторах как "Grumman Corporation", "Boeing", "General Dynamics", "General Motors", "General Electric", "Lockheed", "DuPont" и "Westinghouse". На пенсию вышел в 2000 году, после того, как проработал 17 лет профессором авиационной инженерии в университете аэронавтики Эмбри-Риддла. А еще у него есть своя книга, "На МиГе-15 к свободе" (A MiG-15 to Freedom, ISBN 0-7864-0210-5), в которой он рассказывает о своей жизни в КНДР и побеге. Сейчас ему 83 года.


8. Угнанный МиГ-15 американцы потом всесторонне изучили. К слову, тестировал этот самолет один малоизвестный летчик-испытатель по имени Чак Йегер :) После этого самолет предложили передать СССР, но тот предложение проигнорировал. В 1957 году истребитель отдали в музей. Любопытная деталь -- видите на фотографии ниже, что на самолет нанесены опознавательные знаки ВВС США? В музее на верхней стороне крыла их заменили на опознавательные знаки ВВС КНДР, а вот на нижней стороне крыла они до сих пор американские.


9. А это уже Sabre более поздней модиикации, F-86H. С него убрана часть обшивки, чтобы был виден силовой набор и оборудование. Слева виден его двигатель General Electric J73. На заднем плане -- Boeing KC-97L Stratofreighter.


10. Бомбардировщик Convair B-36J Peacemaker. Совершенно эпичный самолет, один из самых моих любимых пепелацев. Про него у меня будет отдельный пост -- alex_mandel, я не забыл об обещании :) Справа -- Lockheed F-94C Starfire.


11. Бомбардировщик Boeing B-52D Stratofortress. В войну с Вьетнамом они выполнили 126 615 боевых вылетов, 17 самолетов было при том потеряно от действий противника.


12. Бомбардировщики эти все еще несут службу в ВВС США, в версии B-52H. Планируется что служить они будут до 2045 года, т.е. 90 (!) лет после принятия на вооружение. У советского/российского Ту-95, кстати, та же судьба -- в части начал поступать в 1956, служить по нынешним планам будет до 2040. Слева на фото North American F-100F Super Sabre.


13. Бомбоотсек B-52D.


14. Lockheed U-2A -- именно такой сбили над территорией СССР в 1960 году.


15. McDonnell Douglas F-4C Phantom II. Две звездочки на фюзеляже -- в честь сбития этим самолетом двух МиГ-17ых 20 мая 1967 года.


16. General Dynamics F-111A Aardvark. Первый серийный самолёт, на котором были внедрены крыло изменяемой стреловидности, турбореактивные двухконтурные двигатели с форсажными камерами и РЛС следования рельефу местности. Еще из любопытного -- на самолете нет индивидуальных кресел катапультирования, катапультируется нехилая секция кабины целиком (вот так примерно). Идея в целом признана не очень удачной, ибо не обеспечивала спасение экипажа на свермалых высотах.


17. Миниган M61 Vulcan. Его вариантами вооружены практически все истребители ВВС США, включая новейшие Ф-22 и Ф-35. Тут он стоит на истребителе-бомбардировщике Republic F-105D Thunderchief времен Вьетнамской войны.


18. Lockheed F-104C Starfighter, с его маленькими смешными крылышками -- передняя кромка оных заточена до остроты бритвы в буквальном смысле слова. По замыслу это чистый, незамутненный перехватчик с огромной скороподьемностью -- Келли Джонсон сделал его под впечатлением визита на фронт в Корею, где он на семинарах обсуждал с летчиками-истребителям тему "дрим файтер аса корейской войны". В рунете бытует мнение что это был неудачный и жутко аварийный самолет, но на деле высокой аварийностью отличались только немецкие авиаполки. Немцы захотели от машины слишком много -- чтобы та была и швец, и жнец, и на дуде игрец. Да еще и вдобавок часто отрабатывали на ней маловысотный прорыв ПВО для применения атомного оружия, а это весьма вредная для здоровья штука, если что-то пошло не так.


19. Lockheed SR-71A Blackbird, самый быстрый в мире турбореактивный самолет. Вообще в начале программы обозначение самолета было RS-71, но когда президент Джонсон публично объявил о существовании этого самолета в 1964 году, он перепутал две первых буквы местами. В результате "Скан воркс" пришлось исправлять "RS-71" на "SR-71" на двадцати тысячах чертежах. Кабина выглядит впечатляюще: SR-71A Front Cockpit. У меня в блоге, кстати, была подробная фотосессия А-12 -- одноместной предчети SR-71.


20. Двигатель SR-71 -- Pratt & Whitney J58.


21. Кстати, на входе в галерею Холодной войны в музее есть такой вот блокпост аля Берлинская стена.


22. Любопытный момент -- у солдата медаль "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.". В период борьбы с культом личности Сталина эти медали многие либо убирали подальше, либо отгибали ушки и переворачивали медаль лицевой стороной внутрь.


23. Ну а в самом зале присутствует инсталляция "крушение Берлинской стены" -- с аутентичным куском оной и с Трабантом.


24. Ладно, идем дальше. McDonnell Douglas RF-4C Phantom II -- вторая жизнь самолета уже не в ипостаси истребителя-бомбардировщика, а роли разведчика.


25. Слева направо -- А-10, МиГ-29, и Б-1Б.


26. 30мм пушка GAU-8/A самолета Fairchild Republic A-10A Thunderbolt II. Крайне хтоничный дивайс -- пуляет снарядами с головкой из обедненного урана, с темпом стрельбы до 70 выстрелов в секунду. Слева виден Panavia Tornado GR-1


27. Вот эта пушка рядом с фольксвагеновским "жуком", для масштаба. По сути, можно сказать что там самолет в немалой степени скомпонован вокруг этой дуры :)


28. МиГ-29. В советские времена этот конкретный самолет числился в 234-ом Гвардейском истребительном авиационном полку. Он был одним из шести самолетов которые в июле 1986 году слетали в Финляндию, на первый публичный показ МиГ-29.


29. Boeing B-1B Lancer. Тоже весьма эпичная вундервафля -- предполагалось что этот бомбардировщик будет прорывать советское ПВО на сверхмалых высотах (метрах так на 50 от земли), кидая по пути свободнопадающие атомные бомбы замедленного действия.


30. Он же. На заднем плане виден вертолет Sikorsky MH-53M Pave Low IV.


31. Еще раз вся троица.


32. А это Northrop B-2 Spirit. В отличии от Б-1Б, тут упор сделан не на маловысотный прорыв, а на малозаметность для средств ПВО.


33. "Spirit of Ohio" (82-1070), один из первых произведенных Б-2. Эмблема "Огонь и лед" тут нарисована потому, что этот самолет в 90ых проходил климатические испытания -- сначала в климатической лаборатории имени Мак-Кинли (испытывался диапазон от -54 до 49 градусов по Цельсию), а потом на Аляске.


34. Еще один бомбардировщик-стелс, Lockheed F-117A Nighthawk. Самолет отменно показал себя в первой войне с Ираком -- он без потерь совершил 1271 боевой вылет и поразил 30% от всех уничтоженных авиацией целей, при том что Ф-117ые составляли всего 2.5% от всех самолетов антииракской коалиции.


35. Видна бомба с лазерным наведением, по-моему GBU-27 Paveway III.


36. Вблизи самолет смотрится весьма любопытно -- жаль на фотографиях это отчасти теряется.


37.


38.


39. А вот и один из новейших стелсов ВВС США -- Lockheed Martin F-22A Raptor


40. Этот самолет (91-4003) сделан в мае 1999 года, и был одним из девяти предсерийных Ф-22ых, предназначенных для EMD-тестирования (Engineering, Manufacture and Development). В музее он с 2007 года. Раскраска его сооветствует раскраске истребителей Ф-22 1st Fighter Wing, базируюшейся на авиабазе Лэнгли (штат Вирджиния).


41. Над ним -- Boeing Bird of Prey. Демонстратор технологий малозаметности, совершивший первый полет в 1996 году.


42.


43. Для малозаметности в базовой конфигурации все ракеты спрятаны в корпусе. На фотографии ракета ближнего боя, AIM-9 Sidewinder


44. Двигатель с отклоняемым вектором тяги Pratt & Whitney YF-119, прототип серийного F-119.


45.


46. Помните 75мм пушку из прошлого поста, которую ставили ставили в нос некоторых B-25G и B-25H? Это дальнейшее развитие идеи, ганшип Lockheed AC-130A Spectre -- тяжеловооруженный самолёт для воздушной поддержки сухопутных подразделений.


47. В комплекте два 7.62мм минигана.


48. Две 20мм автоматические пушки.


49. И 105мм гаубица, чтобы жизнь медом не казалась.


50. Такой вот "ангел смерти". Для обожаемой в интернет-срачах Большой Войны™ самолет этот конечно не годится, но вот для вялотекущих конфликтов малой интенсивности, где у противника нет толкового ПВО -- самое то. Можно часами неспешно кружить над одним и тем же районом, обрабатывая все подозрительные места пушечно-пулеметным огнем. Дешево и сердито. Думаю во вторую войну в Чечне такой самолет в свое время очень пригодился бы.


51. Sikorsky MH-53M Pave Low IV -- вертолет для спец. операций.


52. Пулемет крупным планом.


53. General Atomics YMQ-9 Reaper -- первый предсерийный БПЛА этого типа, отправленный в свое время на испытания в Афганистан.


57. Northrop Grumman RQ-4 Global Hawk. На фотографии прототип AV-3 "The Grumpy Workhorse". В 2006 он сделал беспосадочный перелет из Австралии в Калифорнию. Вертолет слева -- Sikorsky YH-5A Dragonfly.


53. Еще в музее было немного ракетно-космических дел. Но, к сожалению, почти вся Missile&Space галерея была в день моего визита закрыта :( А там, между прочим, куча МБР -- например тот же "Пискипер". Ну ладно, будет за чем вернуться. Впрочем кое-что все же было доступно -- вот командный модуль Аполлона-15. ЖРД справа это LR-87 Титана.


54. Еще вот кабина Space Shuttle Crew Compartment Trainer 1 (CCT-1) -- тренажер для астронавтов шаттла. В Огайо, кстати, очень возмущались что дейтонскому музею не достался ни один шаттл после завершения программы -- даже не бывавший в космосе Enterprise отдали Нью-Йорку.


55. Эта штука слегка неформатная, но не мог ею не поделиться. Ступа бабы Яги на новом технологическом уровне :) В нижней части аппарата турбореактивный двигатель. Правда летать на такой было бы очень стремно.


56. Ну и еще забавная штука. Настоящий космический скафандр, который переделали в тантамареску (стенд для фотографирования). Обычно я к оным отношусь пренебрежительно, но тут не смог удержаться.

Tags: photo, авиация, история, космос, музеи, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments