Кирилл В (vakhnenko) wrote,
Кирилл В
vakhnenko

Передача кораблей типа "Мистраль" России: дежавю

Из новостей: Франция впервые четко заявила, что "Мистраль" России не отдаст. Знаете какие у меня это вызывает ассоциации?

После поражения в первой балканской войне, руководство и население Османской империи осознало необходимость срочно модернизировать вооруженные силы. В числе прочего было решено заказать в Великобритании два дредноута. Деньги на них собирали с помощью государственного займа -- чуть ли не каждый крестьянин Анатолии вложил в постройку этих кораблей свои гроши. Обошелся заказ туркам в немалые по тем временам средства, более семиста миллионов долларов в сегодняшних деньгах (причем не забывайте, ВВП на душу тогда был куда меньше чем сейчас).

Ко второму кварталу 1914 года корабли были почти построены, и турки уже выслали экипажи для обучения и приемки кораблей. "Султан Осман I" с его 14x305мм орудиями был полностью готов к сдаче в мае, но британцы сделали некие туманные намеки о греческом плане атаковать линкор с помощью подводной лодки, и предложили подождать пока не будет готов второй корабль -- мол лучше их отправить вдвоем. Турки согласились. "Решад V" был готов в начале июля, но британцы все равно тянули резину -- ходовые испытания и стрельбы все откладывались по тем или иныи причинам.

В конце концов, 28 июля первый лорд адмиралтейства (некий Уинстон Черчилль) передал туркам, что корабли "реквезируются" в пользу флота Его Величества, из-за разгорающегося европейского конфликта. На мнение "больного человека Европы" англичанам было откровенно наплевать -- туркам не была даже обещана компенсация, им всего лишь пообещали уделить "должное внимание" вопросу финансовых потерь Османской империи из-за национализации кораблей. Дредноуты вошли в состав британского Гранд-Флита в качестве HMS Agincourt и HMS Erin (слева и справа на фотографиях внизу соответственно).



Отъем кораблей сильно ухудшил отношение турков к Антанте, и явно повлиял на решение пропустить немецких кораблей через проливы (см. прорыв "Гёбен" и "Бреслау"), и на их прием тех кораблей в состав турецкого флота под названиями "Султан Селим Грозный" и "Мидилли". Насчет альтернативок я уже в должной мере прошелся в прошлом своем посту, повторяться не буду. Однако согласитесь, бифуркация тут все равно прорисовывается любопытная -- не отними англичане корабли, возможно "Гебен" так и остался бы на подходах к проливам, где его настигли и затопили бы англичане. Турки не вступили бы в войну на стороне центральных держав. Россия не потеряла бы главный свой морской путь снабжения, избежала бы революции 17го года, и подписывала бы версальский мир на стороне победителей. В России не произошла бы гражданская война, и СССР не был бы образован. Второй мировой войны удалось бы избежать. Распад Османская Империи произошел бы куда мягче, и без искуственно нарисованных границ между народами, которые вызывают столько конфликтов в сегодняшнем мире. И т.п.

Это я не к тому, что Мистрали отбирать ни в коем случае нельзя -- ни одно событие не является стопроцентным повторением того, что было раньше. Но тем ни менее, данный исторический пример заставляет задуматься.
Tags: ПМВ, история, политика, флот
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments